В группе
Yes два гитариста, Стив Хау (Steve
Howe) и Тревор Рэбин (Trevor
Rabin), каждый из которых по-своему влиятельный
музыкант. В The Stones было
три гитариста, Брайян Джонс, Мик Тэйлор и Рон Вуд, и
каждый из них оставил свой след. В
Kiss переиграло четыре гитариста, Эйс Фрили,
Винни Винсент, Марк Сент Джон и Брюс Кулик. Но только
один оставил свой неизгладимый след в истории рок музыки.
Эйс в Kiss – это часть
триумвирата породившего на свет три поколения гитаристов.
Первая часть головоломки – это выступление
Beatles на шоу Эда Саливана,
вторая часть - Van Halen, и,
конечно же, третья часть это Kiss
со своим альбомом Kiss Alive I.
Простота и прямолинейность эйсовских гитарных рифов,
блюз роковые соло в сочетании с оригинальным сценическим
гримом Kiss театра
Kabkui оказали огромное
влияние, которое и сегодня затмило тех, кто занял его
место в группе. Скромный по своему характеру и спокойно
относящийся к тому, что творится на современной
музыкальной сцене, Эйс Фрили был готов коротко поболтать
о своем классическом прошлом и почему он до сих пор с
удовольствием подключает свою гитару и поднимается на
сцену.
После многих лет на сцене, что же
до сих пор подпитывает твою любовь к гитаре?
Эйс:
Я влюбился в тяжелый рок-н-ролл в 16 лет, и эта любовь
не прошла до сих пор. Я играю на гитаре с 13-ти. И это
можно сравнить с энергетическим полем. То есть это такой
обмен энергией между публикой и музыкантом. Я ощутил эту
энергетику совсем мальчишкой и переживаю ее и сегодня.
Это настоящая магия, здоровый кайф. И я продолжаю
заниматься музыкой, потому что до сих пор переживаю эти
чувства, и я натуральный наркоман энергии.
Что побудило тебя взяться за
гитару?
Эйс:
Когда я побывал на первом нью-йорском концерте
Who. Совместное выступление
The Who и
Cream. Это было на шоу Murray
the K. Они играли на разогреве у группы
Mitch Ryder and the Detroit Wheels.
Когда мне было 16 лет, я как бы стоял на распутье. Я еще
не определился, хочу ли я стать коммерческим артистом,
или профессиональным музыкантом. Мой наставник в школе
De Witt Clinton High School
советовал мне стать коммерческим артистом, потому что он
видел мои старания в этом направлении (Эйс автор
классического логотипа Kiss).
Но мой внутренний голос все время говорил мне, "Ты
можешь стать рок звездой, если будешь серьезно
заниматься и забудешь о прочей ерунде." И когда я пришел
на тот концерт, и увидел как Таунсенд подкидывал свою
гитару в воздух на шесть метров, потом ловил ее, и
нискоько при этом не лажал, я просто сказал себе, "Оба,
это мое." В свое время Пит Таунсенд очень сильно повлиял
на меня. После того как я увидел Who,
я понял, что синтез театра и рока просто неизбежен.
Когда я играл на школьных танцах, мы часто играли песни
Who, в том числе и
My Generation. Мы играли "Pictures
of Lily" Так что The Who
для меня это классика – мне нравилось все, что они
делали.
А что для тебя классика?
Эйс:
Классика – это отход от общепринятой формы. Я понимал,
что у меня все получится, если я буду заниматься и
сосредочу все свои усилия на достижении цели. Я просто
рвался в бой. И в тот день, на том концерте, я все
окончательно решил для себя. После ухода из школы,
побывав на том шоу, я понял, чем я хочу заниматься в
этой жизни. Все решили, что я сбрендил, как моя семья,
так и мои друзья. Я играл по барам, а они говорили, 'Да,
ты рубишься, но славы тебе не видать."
Ты был лучшим «барным
гитаристом»?
Эйс:
Нет, не думаю. Я и сейчас не считаю, что тогда был круче
всех. Но я считаю себя достаточно оригинальным. Я не
самый скоростной гитарист, но я до сих пор знаю, как
сделать песню эмоциональной и проникновенной.
И какими же средствами?
Эйс:
Лично я считаю, что это должно быть в тебе заложено. Я
вырос в семье музыкантов. Все члены моей семьи на чем-то
играли. Мой отец был концертным пианистом. Он играл на
церковном органе. Я был младшим в семье. Мой брат и
сестра были школьными музыкантами. Я никогда в жизни не
брал уроков. Я обладал музыкальными способностями.
Некоторые люди лишены этого с детства. И я легко взял
гитару в руки и уже через пол года, когда мне было 13, я
уже играл песни Beatles и
Stones.
Ты практиковался, играя на
сцене, а не занимался сидя в своей спальне?
Эйс:
И на сцене, и дома. Я познакомился с музыкантами которые
великолепно играли в своей спальне, но вот когда они
выходили на сцену, они чудовищно робели или не могли
играть с другими музыкантами. Я был знаком с гитаристами
которые умели играть рифы и были гораздо техничней меня,
но они не умели играть в составе группы. Еще мальчишкой
я вставал перед зеркалом и играл песни Хендрикса,
пытался копировать его движения, или манеру поведения
Пита Таунсенда. Я часто так делал. Я всегда считал, что
это важно. Наверное, это было предпосылкой того, кем
стали Kiss. Нам хотелось не
только ублажать слух нашей публики, но вместе с тем быть
яркими визуально. Такой театрализованный рок. И мы не
были в этом деле новаторами. Элис Купер сделал это до
нас, мы лишь развили это направление. Я до сих пор
убежден в этом.
Как ты считаешь, молодым
музыкантам надо начинать с клубных концертов, или
практиковаться сидя дома?
Эйс:
Должен существовать некий баланс. Да, в свое время я
сидел и играл часами. Бывало, что я приходил домой со
школы и играл до обеда, потом обеда, и снова за гитару.
Мне нравились такие занятия. Я играл с увлечением.
А когда
ты увидел The Who, наскольк
опытным ты был гитаристом?
Эйс:
Мне было
16 лет, и на тот момент я играл на гитаре всего три года.
Мне нравился стиль Пита. Я был таким самоуверенным и
даже где-то дерзким парнем, и я сказал, "Эй, да это мне
вполне по зубам." Я слышал, как многие рок гитаристы
говорили тоже самое, только уже применительно ко мне.
Они начали играть, потому что увидели меня на сцене, и
решили, что могут также.
Похоже, ты часто «снимал» других
гитаристов.
Эйс:
Да всех
подряд, нота в ноту.
Как-то раз ты упомянул Джеффа Бека. А что ты
позаимствовал у него?
Эйс:
Технику
исполнения. Это тот гитарист, который на протяжении всей
своей карьеры не потерял ни крупицы своей техники.
Другие гитаристы, которые повлияли на меня, такие имена
как Джимми Пейдж и Эрик Клэптон похоже пережили такие
этапы в своей карьере когда их гитарная техника была
далеко не на высоте. Джефф Бек один из редких музыкантов
повлиявших на меня с самого начала моей карьеры, чья
техника и исполнительский стиль всегда были
непревзойденными. В каждой записанной им композиции. Я
играл бековскоу версию песни "Jailhouse
Rock" своими неумелыми руками. Это потрясающую
песню в оригинале записал Элвис Пресли. Но версия Рода
Стюарта и Джеффа Бека, это был потрясающий союз двух
музыкантов. Не думаю, что Джефф Бек когда-то играл с
другим вокалистом также органично как Стюарт дополнявшем
его исполнительский стиль.
А что
скажешь о группе Cream?
Эйс: Эрик
Клэптон один из тех гитаристов, которые могут взять одну
ноту, и эта нота будет звучать просто потрясающе.
Сегодня найдется несколько других музыкантов, которые
сыграю вам 60,000 нот за то время, когда Эрик берет
только 2-3 ноты, но КАКИЕ это две три ноты. Послушайте "White
Roof", это просто идеальная песня. Я часто
подражал Хендриксу и Питу Таунсенду, моим гитарным
героям; Эрик Клэптон, Джефф Бек, и Джимми Пейдж из
Led Zeppelin. И сегодня есть
гитаристы испытывающие на себе влияние этих музыкантов.
И в своем детстве эти ребятки стояли перед зеркалом и
косили под меня.
А ты
помнишь тот момент, когда ты понял, что нашел свой стиль?
Эйс: Это
случилось когда, мне было лет 20-ть. Я помню как
прослушивал свою собственную запись и подумал, "Во ба на,
как оригинально. Да, здесь есть сторонние влияния, но по
сути, это МОЙ СТИЛЬ...
А
сколько лет тебе было, когда ты пришел в
Kiss?
Эйс:
22 или 23.
А ты ощущаешь свою историческую
важность? Например, люди начали играть на гитаре, увидев
Beatles на шоу Эда Саливана,
послушав первую пластинку Van Halen
или альбом Kiss Alive.
Эйс:
Я ощущаю
это на себе постоянно. Это огромная честь. Я не знал,
что повлияю на множество музыкантов, тогда, когда я
записывал тот альбом. Если бы я знал, то, наверное,
приналег бы на гитару. У нас получилась культовая
пластинка. Я встречался со многими одаренными
музыкантами, но они играли вычурно и без души. Я сам рок
гитарист блюзовой школы, и я играю эмоционально. Как вам
известно, от 80% до 90% моих гитарных соло на
пластинках, были чистым плодом моего воображения. Я
решаю, в какой конкретно тональности я буду играть, могу
держать в голове всего один гитарный ход, а потом
начинаю играть не думая.
Какую
песню Kiss ты всегда играешь с
огромным удовольствием?
Эйс:
"Deuce",
хотя я и не являюсь автором этой песни. Мне всегда
нравилась эта песня, это яркая вещь. Она вошла в наш
первый альбом. И обычно, этой песней мы открывали наши
концерты. Я с огромным удовольствием вспоминаю начало
нашей карьеры, когда мы стремились прославиться. Когда
мы только начинали, многие не верили, что мы из
Нью-Йорка. Сначала, мы прославились в Детройте. И в
Детройте мы были гораздо популярней, чем на Восточном и
Западном побережье.
Что
ты можешь посоветовать начинающим гитаристам?
Эйс:
Если бы я начинал свою карьеру
сегодня, то я бы копировал всех подряд. Что я и делал,
когда мне было 13, я «снимал» Хенрикса, Джимми Пейджа,
Джефа Бека, и Элвина Ли. Эти ребята были моими кумирами.
Тогда на сцене играли настоящие мастера рок рифов. Так
что если бы сегодня я что-то советовал молодому
гитаристу, то очевидно сказал бы ему, что он должен
двигаться в том направлении которое его наиболее
интересно, но вот если ты хочешь играть тяжелый рок,
надо делать акцент на гармонии, мощные аккорды, и т. д.
И копируйте Эйса Фрили без зазрений совести.
Цитаты Эйса Фрили
О юношеском бунтарстве
Эйс: «Моя банда была
худшей в Бронксе. Мы часто «охотились» на автостоянке с
луком и стрелами. И за длинные волосы меня выгнали из
моей школы, Clinton High School.
Мои родители пришли в бешенство и заявили мне, что если
я не могу жить как все, тогда мне не место дома. И я
свалил. Около месяца я не жил дома. Да, было не сладко,
особенно переживала моя мама, Истер (Esther)».
Сила электрогитары
Эйс: «Все члены моей семьи играли на
пианино и клавишных. Но это заслуга Джонни, моего друга,
это все из-за него. Я как-то зашел к нему домой и он
показал мне свою гитару модели Kent.
Вот так все и началось. Впервые в жизни я играл на
электрогитаре. Когда я услышал этот звук, я будто
свихнулся!».
Первые шаги к успеху
Эйс:
«Вместе с парочкой приятелей я
играл в группе (The Band), и
мы выступили на коллежском шоу, на День Святого Михаила.
Я запомнил тот концерт, потому что в тот вечер мы
применили дымовые бомбы на сцене. Никогда не забуду как
в конце представления, появились девчонки и попросили у
меня автограф. Я разволновался! Мне хотелось быть круче
всех, даже круче The Who,
которые были для меня непререкаемой театральной группой.
Мне было 18-ть, и все уже называли меня Эйсом («Асом»)».
О браке
Эйс:
«Еще до того как я попал в
KISS, я встретил Джанетт. Мне
было 19-ть, ей – 18-ть. С тех пор мы были неразлучны, но
поженились только в начале 1977».
О вокале
Эйс:
«Мое первое выступление на сцене
состоялось в синагоге в квартале
Riverdale в составе группы the
Four Roses («Четыре Розы»). Мне было где-то 14-ть
лет, и у меня дрожали коленки, даже не смотря на то, что
в зале было только человек 25-ть. Тогда я не пел. Прошло
довольно много времени, прежде чем я решился запеть. Я
вырос в религиозной семье, и когда-то пел в хоре. У меня
всегда был голос. Мне оставалось лишь преодолеть
собственную стеснительность, чтобы запеть со сцены».
О гриме Пола Стенли
Эйс: «Я придумал грим Пола.
Оригинальный грим Пола – белый круг на лице, как у
какой-то гребанной собаки, «Щенок Пит» нашей банды. Я
сказал, "А почему бы тебе вместо этого белого круга не
сделать звезду? А так ты похож на какого-то умственно
отсталого».
О роли Шона Дилани
Эйс:
«Шон Дилани (Sean
Delaney) (творческий консультант/хореограф) очень
много сделал для группы. Если почитать современные
интервью с Полом и Джином, то можно решить, что именно
они были долбанными идеологами KISS,
а на самом деле, в начале карьеры, Пол Дилани внес
больший вклад в хореографию, чем Пол и Джин. Шон сыграл
главную роль в отработке нашего шоу. Не думаю, что
когда-нибудь он получит признание как автор песен,
создатель представлений, дизайнер сценических костюмов,
хореограф. Его вклад во все это просто неоценим».
О съемках в фильме «KISS
Встречаются с Привидениями Парка»
Эйс:
«В процессе съемок я очень
многому научился. Мне очень понравилось работать с
профессионалами на съемочной площадке. Это была
совершенно новая среда, отличная от гастролей и
выступлений на сцене. Для меня это было что-то
новенькое, и интересное. Однако, я должен признаться,
что мне больше всего понравился эпизод выступления на
сцене. После нескольких недель съемок, когда мы торчали
у бассейна или сидели в доме, концертный эпизод можно
было назвать возвращением к нашим корням. После не
привычных для нас съемок, выступление на «Волшебной
Горе» вероятно было самым радостным моментом, потому что
мы могли раскрепоститься и заниматься тем, что умели
делать лучше всего, то есть играть на сцене».
«У меня был чернокожий каскадер,
представляется черного в моем гриме?, это же стеб, но им
приходилось накладывать свежий грим на его руки.
Замечательный был парень. Там была одна сцена, в доме с
привидениями, и я поспорил с режиссером. Просто сел в
свой Mercedes и уехал. И была
сцена, в которой был задействован я и мой каскадер, как
мой дублер. Крупные планы, и было ясно, что в кадре не
я. В той сцене, где его на стену кидает Дракула или
кто-то другой, на стоп кадре четко видно, что это не я».
«Верите, нет, но когда я прочел
оригинальный сценарий, у меня не было ни одной реплики
кроме этого возгласа "Ack!"
Меня доверили только это. Когда я напивался и не хотел,
чтобы меня кто-то беспокоил, я выдавал это - "Ack!"
[смеется] Наверное, тогда сценаристы решили, что на
большее я просто не способен. Я много пил. Я решил, что
прекрасно справился со своими репликами. У Питера вообще
не было слов в этом фильме [смеется]. Как правило, по
ходу съемок часть диалогов потом приходится переснимать,
что-то дублировать. Но ничего подобного так и не было
сделано, в результате появился еще один говорящий актер».
«Вся эта съемочная суета сводила
меня с ума. Я привык гастролировать, а на гастролях все
происходит четко и быстро! Но когда ты снимаешь фильм,
приходится торчать на площадке и ждать часами. Ты
приезжаешь на съемки не свет не заря, и иногда съемочная
группа заставляет тебя ждать 4-5 часов, пока они все не
подготовят для очередной сцены. А потом монтируют свет.
Они снимают сцену, и ты думаешь, что сыграл
безукоризненно, а тебе заявляют, что в кадре возникли
проблемы со светом, а звукооператор вообще лоханулся».
|